Элективный курс
«Цитология и гистология».10-11КЛ
Пояснительная записка
Вторую половину ХХ века некоторые ученые
называют "золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено
ряд чрезвычайно важных открытий: изучена молекулярная структура белков и
нуклеиновых кислот, расшифрован генетический код и др.
Последнее время бурно развивалась цитология
и, по-существу, она получила новое содержание и новое направление. Функции
клеток как элементарной структуры живого, как носителя материальных основ
наследственности делает цитологию важнейшей общебиологической дисциплины. На
клеточном уровне изучаются все важные вопросы биологии, все проблемы структуры
и функции живого.
Клетка рассматривается как живая единица
организма, как целостная элементарная живая система. В ее состав входят
различные внутриклеточные органеллы, выполняющие специальные функции: мембраны,
ядро, митохондрии, рибосомы, пластиды, аппарат Гольджи и др. В результате
согласованной работы ее взаимосвязанных компонентов осуществляется дыхание,
биосинтез и пр.
Программа курса адресована учащимся 10–11-х
классов. Предлагаемый элективный курс может поддержать и углубить знания учащихся
по биологии. Программа актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному
выбору профиля, дальнейшего обучения и будущей профессии выпускника.
Курс опирается на знания и умения,
полученные учащимися при изучении биологии.
Учащиеся совершенствуют умение работать с
литературой, готовить сообщения, доклады, рефераты по избранным темам.
Программа элективного курса предусматривает
20 учебных часов. Она направлена на расширение знаний о клетке и тканях.
Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля
дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника. Программой
предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных,
контрольных работ, семинаров.
Цель:
- Углубить и
расширить знания об общих принципах организации живых существ, опираясь на
достижения цитологии и гистологии.
- Создать
условия для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять
и пополнять свои знания.
Задачи:
- Поэтапно
познакомиться с клеткой как структурной единицей живого на Земле.
- Расширить
представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток.
- Воспитывать
бережное отношение к природе, здоровью человека.
- Формирование
умений и навыков комплексного осмысления знаний биологии.
Основные
требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
*устройство
микроскопа;
*основные
положения клеточной теории;
*особенности
строения прокариотической и эукариотической клеток;
*черты сходства
и различия растительной и животной клеток;
* основные
компоненты и органоиды клеток;
*основные этапы
биосинтеза белка в эукариотической клетке;
*особенности
ядерного аппарата и репродукцию клеток;
* реакцию клеток
на воздействия вредных факторов среды;
*определение и
классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных
организмов;
*строение
основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
* иметь
представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в
клетках и тканях нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
- работать с
микроскопом и препаратами;
- называть
составные части клетки и узнавать их на схеме или фотографии;
- изготавливать
простейшие препараты для микроскопического исследования;
- определять
тип ткани по фотографии;
- иллюстрировать
ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
- работать с
биологической медицинской литературой;
- составлять
краткие рефераты и доклады по интересующим их темам;
- использовать
знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Форма обучения: урочная.
Основные виды занятий:
- урок-лекция;
- урок-семинар;
- практические
занятия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№
П /П
|
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛОВ
|
Количество
часов
|
|
Введение
|
1
|
I
|
Биология клетки
|
12
|
1.1
|
Введение в биологию клетки
|
1
|
1.2
|
Основные
компоненты и органоиды клетки
|
2
|
1.3
|
Строение
клеток живых организмов
|
2
|
1.4
|
Обмен
веществ и энергии в клетки
|
3
|
1.5
|
Ядерный
аппарат клеток
|
2
|
1.6
|
Эволюция
клеток
|
2
|
II.
|
Гистология – учение о тканях
многоклеточных организмов
|
6
|
2.1
|
Гистология
– наука о тканях
|
1
|
2.2
|
Эпителиальные
ткани
|
1
|
2.3
|
Соединительные
ткани
|
1
|
2.4
|
Мышечные
ткани
|
1
|
2.5
|
Нервная
ткань
|
1
|
2.6
|
Онтогенез
|
1
|
III.
|
Зачёт
|
1
|
|
Итого
|
20
|
Методические рекомендации
Для лабораторных работ необходимо:
- Микроскопы,
- Препараты
по цитологии и основным типам тканей,
- Набор
электронно-микроскопических фотографий и схем типов тканей и клеток.
Литература:
- Заварзин
А.А. Биология
клетки: учебник. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992.
- Ройт А.
Иммунология – М.: Мир, 2000.
- Свенсон К.,
Уэбстер П. Клетка.
– М.: Мир, 1984.
- Газарян
К.Г. Белоусов Л.В. Биология индивидуального развития животных. –
М.: Высшая школа, 1983.
- Реймерс
Н.Ф. Популярный
биологический словарь.
- Книга о
здоровье. М.: Медицина, 1988.
- Сухова Т.С.
Контрольные
и проверочные работы по биологии. Учебно-методическое пособие. – М.:
Дрофа, 2002.
- Никишов
А.И. Биология.
Конспективный курс. – М.: ТЦ "Сфера”, 2000.
- Левитина
Т.П., Левитин М.Г. Общая биология. Словарь понятий и терминов.
- Левитина
Т.П., Левитин М.Г. Общая биология. В помощь выпускнику школы и
абитуриенту.
|