ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК по биологии
НА ТЕМУ: «Погружение в мир водорослей»
Обучающая: повторить и
систематизировать знания об особенностях организации водорослей;
Развивающая: продолжить
формирование умения, распознавать
изучаемые водоросли;
Воспитательная: продолжить
развитие интереса к процессу познания природы.
- Тип
урока: контроль знаний
учащихся
- Вид урока: урок- соревнование
- Оборудование:
Таблицы «Одноклеточные и
многоклеточные водоросли»
Рисунки водорослей, таблица «Значение
водорослей»
I.
Организационный момент
Постановка
целей и задач
Объяснение правил
работы с листом самоконтроля «Погружение в мир водорослей»
- II. Проверка знаний и
умений
1 тур: «Отгадай кроссворд»
Задание: Используя знания по систематике, отгадайте
кроссворд, и вы узнаете отдел водорослей. Запишите отдел водоросли и дайте
характеристику по следующему плану:
1.
Примеры растений
2. Среда обитания.
3. Особенности
питания.
4. Особенности
размножения.
5. Значение.
2 тур: «Черный ящик»
Задание: На парте
карточки с понятиями и терминами, ваша
задача соотнести понятия с терминами:
Понятия: таллом;
хламидомонада; автотрофы; зигота; низшие растения; хроматофор; спирогира;
порфира; агар-агар; вольвокс.
Термины:
- тело водорослей, не имеющее
органов и тканей;
-
органоид, в котором находится хлорофилл в водорослях;
-
одноклеточная зелёная водоросль;
-
организмы, способные самостоятельно вырабатывать органические вещества из
неорганических;
-
растения, не имеющие органов и тканей;
-
зелёная нитчатая водоросль;
-
ценное гелеобразное вещество, содержащееся в красных водорослях;
-
красная водоросль;
-
колониальная форма зелёных водорослей;
-
образуется в результате слияния двух половых гамет.
3 тур: «Слова-перевёртыши»
§ Задание:
Составить известные понятия из
слогов
1. ос-зо-о-ры-по; 2. го-та-зи;
3. зо-ды-и-ри; 4. сло-ще-е-ви;
5. ме-га-ты.
4 тур:
Работа с сигнальными карточками «Красный-зеленый»
Да – зеленый, Нет – красный.
- Вопросы:
- Водоросли
– это низшее растения?
- Водоросли
могут быть одноклеточными и многоклеточными?
- Водоросли
имеют органы?
- На
свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?
- По
способу питания водоросли автотрофы?
- Клетка
водоросли имеет ядро, цитоплазму, оболочку, хроматофор?
- Размножение
с помощью спор называется половым?
- При
половом размножении образуются гаметы?
- Ризоиды
– это корни водорослей?
- Споры
– это половые клетки?
5 тур: Игра
«Разгадай ребус»
Задание: Каждый ряд получает карточки с
ребусами – ваша задача за 3 минуты разгадать ребусы и распределить угаданные
водоросли по отделам.
Хлорелла,
хламидомонада, улотрикс, спирогира, ламинария, саргассум, фукус, макроцистис
6 тур:
Обратная связь.
Составление текста по темам: «Водоросли в моей жизни», «Я в жизни
водорослей». При выполнении задания используется памятка:
- Вспомните о значении водорослей.
- Напишите несколько словосочетаний,
предложений о том, какую роль водоросли играют в вашей жизни.
- Пишите в той последовательности, в
которой идея пришла в голову.
- Выберите самую важную, на ваш взгляд,
позицию, присвойте ей статус №1 и т.д.
- Выберите второстепенную позицию,
присвойте ей статус №2 и т. д.
- Объединитесь в группы по 4-5 человек.
Выберите наиболее часто встречающиеся совпадения в ваших высказываниях.
- Составьте обобщенный вариант выполнения
задания от группы.
Значение водорослей.
На доске
2 графы
Водоросли в моей жизни
§ Предмет моей
заботы в аквариуме
§ Источник питания.
§ Обогащает
атмосферу кислородом.
§ Сырье для пищевой
промышленности.
§ Удобрения
Я в жизни водоросли
§ Исследователь
§ Такая же частичка
природы
§ Убийца
§ Потребитель
§ защитник.
§ Выводы в
обобщающей таблице.
Значения водорослей в
природе:
- Важнейшие
компоненты экосистем.
- Источник
кислорода.
- Индикаторы
загрязнения и засоления среды.
- Основной
источник органического вещества в водоемах.
- Участвуют в
очищении естественных и сточных вод.
- Участвуют в
круговороте кальция и кремния, почвообразовании.
В
жизни человека:
- Продукты
питания.
- Удобрения.
- Сырье
для промышленности.
7 тур:
«Интеллектуальный олимп»
Беседа по
вопросам:
- Какое
море получило название от водоросли?
- Жители
Кавказа часто наблюдали необычные явления: снег на вершине гор окрашивался
в красный, зеленый цвета. С какой
водорослью связано появление необычной окраски?
- Как
называется наука, изучающая водоросли?
- Какая
одноклеточная водоросль служит биофильтром при очистке сточных вод?
- Почему
водоросли называют «легкими планеты»?
III. Подведение итогов урока.
Подсчет баллов.
Запись в лист самоконтроля итогового количества баллов
|