Сайт Учителя биологии
Овчинниковой Екатерины Анатольевны

Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 513
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик

Материал

Главная » Файлы » Программы

Элективный курс "Подготовка к ЕГЭ"
[ Скачать с сервера (14.0 Kb) ] 03.11.2011, 17:41

ПРОГРАММА   ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ

«Подготовка к ЕГЭ с элементами лабораторной и практической деятельности»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время актуально стоит вопрос о сдаче учащимися ЕГЭ. Вопросы экзамена требуют знания материала по основным отраслям биологии: ботанике, зоологии, анатомии, физиологии, цитологии, генетике, эволюции,  экологии. Для лучшего запоминания и успешной сдачи экзамена необходимо объемный  материал подкреплять практической деятельностью, на которую, как правило, не хватает времени при изучении школьной программы. 

              Название курса: Подготовка к ЕГЭ с элементами лабораторной и практической деятельности

Цель: Обобщить знания, полученные в процессе изучения курса биологии.

Задачи: 1.  Закрепить полученные знания о строении и жизнедеятельности живых организмов.

2.   Научиться проводить самонаблюдения.

3.   Отработать навыки работы с тестами.

Программа элективного курса рассчитана на 25 часов.

Данный курс имеет большое значение для практического закрепления теоретических знаний. Учащиеся приобретают навыки работы с микроскопом, учатся распознавать биологические объекты. Работают с муляжами различных органов, изучая их топографическое положение в организме, изучают гербарный материал, решают генетические и биологические задачи, знакомятся с многообразием органического мира.  Приобретают навыки работы с тестами.

Материал предназначен для подготовки к сдаче ЕГЭ, развития интереса к различным отраслям биологии, а также для того, чтобы учащиеся одиннадцатых   классов смогли оценить свои потребности, возможности и определиться в выборе профессии, связанной с какой–либо отраслью биологической науки.

Материал курса может быть использован для различных групп школьников, с разным уровнем общих знаний по биологии.

Изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

Материал распределяется по блокам, каждый из которых является завершенным по данным изучаемым вопросам. Тестирование позволит проверить уровень усвоения материала.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

знать/понимать

·                признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и органов.

·                сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость

·                особенности  строения живых организмов, процессы жизнедеятельности.

·                уметь

        объяснять:

           взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины наследственности и изменчивости,

        изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

        распознавать и описывать: органы и системы органов животных; съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

       сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

        анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на живые организмы, последствия деятельности человека в экосистемах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

·                оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

·                рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

·                проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Учебники, пособия,

Микроскопы, лабораторное оборудование;

Таблицы, схемы, диаграммы;

Компьютеры, мультимедийный аппарат,

ЗУН определяют в следующих формах контроля:

   - тесты;

   -решение задач по генетике;

   -контрольные работы;

   - зачёт.

Ожидаемый результат:

   - расширение знаний о влиянии факторов окружающей среды на живые организмы;

   -  овладение навыками оказания первой медицинской помощи;

   - овладение навыками самонаблюдения;

   - овладение навыками исследовательской и проектной деятельности.

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

П  /П

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Количество часов

I

Классификация растений и животных

1

II

Анатомия и физиология растений

5

III

Зоология

5

IV

Анатомия

5

V

Биохимия

1

VI

Размножение и индивидуальное развитие.

2

VII

Генетика и селекция

3

VIII

Эволюция

1

IX

Экология

1

X

Зачёт

1

 

Итого

25

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

       ПРИНЦИПЫ.

        Показателем эффективности практикума по гигиене человека должны стать не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и умение применять полученные знания на практике..

       В основе изучения  лежат такие принципы как :

       Принцип гуманизации – в основе, которого лежит право человека на благоприятную среду жизни, способного к целесообразной деятельности по сохранению здоровья.

      Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и заботы о будущем.

      Принцип интеграции естественных, нравственных, эстетических, социально-экономических, правовых аспектов, обеспечивающих взаимодействие всех сфер сознания и различных видов деятельности учащихся.

      Принцип непрерывности вытекает из постепенности и поэтапности изучения и применения знаний о строении и жизнедеятельности организма человека. Следовательно, он предписывает организацию обучения, воспитания и развития  подрастающего поколения способного  к адаптации в социуме.

            Социальное и нравственное воспитание, как воспитание, прежде всего чувства ответственности за собственное поведение, становится основой взаимодействия предметов гуманитарного и естественного циклов. 

 

  ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.   

   Особое место в программе занимают следующие формы обучения:

       - словесные /беседы;

       - практические работы /

       - проблемно-поисковые / работа с дополнительной литературой,

       - наглядные

На занятиях используются,  индивидуальные, коллективные работы:

     В основу изучения положены такие методы как:

       - работа под руководством учителя; самостоятельная учебная работа;

       - репродуктивные, проблемно-поисковые; словесные; наглядные;

       - практические; технология проектов.

    При проведении практических работ большое внимание на правильное использование оборудования, ведение дневника наблюдений, соблюдение техники безопасности.

     Итогом работы учащихся могут быть выступления на уроках, рефераты, составление проектов.

Список литературы

 

1.      Биология: в 3-х томах. Т. 3: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера, М.: Мир, 2002

2.       Гольдман И. Л. Генетика и здоровье -  М.: Просвещение,1967

3.      Фросин В. Н. Учебные задачи по общей и медицинской генетике: Учебное пособие. – Казань: Магариф, 1995.

4.      Шумный В. К. и др. Общая биология – М.: Просвещение, 2001. – 462 с.

5.      Фросин В. Н. Тесты для подготовки к ЕГЭ (ботаника, зоология, анатомия, общая биология)

Категория: Программы | Добавил: Ekaterina
Просмотров: 5231 | Загрузок: 613 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.8/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: