Сайт Учителя биологии
Овчинниковой Екатерины Анатольевны

Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 513
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик

Материал

Главная » Файлы » Программы

Авторизованная программа по экологическому краеведению
[ Скачать с сервера (34.6 Kb) ] 07.09.2011, 19:26

Авторизованная программа

по экологическому краеведению.

Возраст детей:                                    6-8 классы 

По учебному плану                           34 часа в год                              1 час в неделю

Педагог                    Овчинникова Екатерина Анатольевна, учитель биологии 1 категории

            

Чайковский – 2010г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   АКТУАЛЬНОСТЬ.

   Биосфера Земли – весь окружающий нас мир – составляет среду обитания человека, из нее человек черпает все, что необходимо ему для жизни. По мере того, как хозяйственная деятельность человека оказывает все более ощутимое воздействие на природу, становится очевидным необходимость соизмерять разнообразные аспекты этой деятельности с потенциальными возможностями биосферы.

    Все мы ощущаем, осознанно или подсознательно, в какой тупик зашли наши взаимоотношения с природой, поэтому воспитание экологически грамотного и культурного человека – одна из важнейших задач современной школы.

    Ситуация, характеризующая состояние окружающей среды, убедительно свидетельствует, что никакие позитивные изменения в экологии невозможны без изменений в культуре природопользования. Для того, чтобы сегодняшних подростков научить жить в созвучии с окружающим миром необходимо выработать новый взгляд на природу свое место в ней, научиться новому образу жизни, избавляясь от потребительской психологии и ощущая личную ответственность за благополучие среды обитания. Поэтому изучение родного края становится осознанной необходимостью.

     В системе общего образования нашей страны предпринимается ряд усилий по развертыванию экологического образования и краеведения на уровне современных требований. Однако следует отметить, что изучению экологии своего края, биоразнообразия и в том числе особо охраняемых природных территорий уделяется незаслуженно мало внимания как в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, так и в учреждениях дополнительного образования детей. Анализ школьных программ по географии и биологии показывает, что краеведение изучается в них фрагментарно, как правило, в связи с характеристикой общих проблем изучения и охраны природы, или о них только упоминается.

      Поэтому очень актуально звучит сегодня высказанная еще в начале XX века мысль, что «для непрерывного роста национальной культуры каждый народ должен оберегать ее корни в первоначальной природе. Ни музеи, ни книги не могут заменить национального музея свободной природы».

      Что собой представляет Пермский край? Какие растения и животные обитают на территории Пермской области? Какое влияние оказывает окружающая среда на живые организмы? Каково экологическое состояние Пермской области? Особо охраняемые природные территории Пермской области? Эти и другие вопросы недостаточно представлены в содержании школьного образования, что определяет актуальность изучения своего края в виде учебной программы по краеведению.

 

  ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для формирования экологической культуры учащихся через углублённое знакомство с экологическими процессами и природными комплексами

     Реализация целей программы предусматривает решение ряда задач в области биологии, географии, экологии и краеведения.

  

 ЗАДАЧИ:  

    Общеобразовательные:

     - расширить и углубить имеющиеся знания о природе и экологии родного края;

     - сформировать у учащихся систему представлений о своем крае как ценности, имеющей национальное, экологическое и культурное значение;

     - обучить навыкам наблюдений и исследований в области экологии и живой природы, технологии поисково-творческой деятельности.

        Воспитательные:

      Содействовать воспитанию:

     - любви к природе своего края, России;

    - положительного отношения к людям, к самому себе, к окружающему миру;

    - бережного и ответственного отношения к природе.

    

    Развивающие:

    Способствовать развитию:

   - наблюдательности, любознательности, логического мышления, творческую активность учащихся;

    - умения четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.

   Программа рассчитана на три года для учащихся 6-8 классов, так как  этот возраст является сензитивным  периодом по овладению новых способов деятельности.

     В 6 классе дети овладевают теоретическими знаниями с применением решения различных экологических задач, экскурсий.  / Экология растений и животных.

     В 7 классе проводят простейшие исследования, составляют проекты, знакомятся с различными видами экосистем и их биоразнообразием,  определяют место человека в природе и на практике применяют свои знания и умения.  / Растения и животные Прикамья.

     В 8 классе изучают экологическое состояние родного края, выполняют посильные исследования в окружающей среде, оформляют результаты исследований и дают оценку экологическим последствиям воздействия человека на окружающую среду. / Экология Пермской области.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .

1. Артюхова Я.С. «Я и окружающий мир» - Биология в школе, №7, 2000.

2. Бабенко В.Г., Богомолова Д.В. «Экология животных», - Москва: Вентана-Граф, 2001

3. Былова А.М., Шорина Н.И. «Экология растений» - Москва: Вентана-Граф, 2002

4. Верещагина В.А., Колясникова Н.Л. Растения Прикамья: Учебное пособие, - Пермь: - издательство «Книжный мир», 2001.

5. Вранский В.А. Особо охраняемые природные территории. – География в школе, №5, 1998.

6. Вранский В.А. Экологические основы охраны животного мира. – География в школе, №5, 2000.

7. Выстробец Е.А. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.-  Биология в школе, 1998.

8. Григорьев А.А. Природные святыни. - География в школе, №3, 1996.

9. Давыдова М.И. Заповедники России.- География в школе, №3, 1995.

10. Данилина Н.Р. Природные заповедники России.- Биология в школе, 1999.

11. Денисова С.И. Полевая практика по экологии: Учебное пособие. Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999.

12. Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях». – Российская газета, 1995 от 22 марта.

13. ЗахлебныйА.Н. Экологические практикумы – новая форма учебных занятий. – Экологическое образование, №3, 2000.

14. Кощеева В.А. Заповедники России. – Как создавалась система российских заповедников – География в школе, №5, 1998.

15. Красная книга Среднего Урала.

16. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

17. Особо охраняемые природные территории и экологическое образование, - Пермь: Издательство ПРИПИТ, 2003.

18.Терешенков О.М., Новикова Е.А.  «Экология Пермской области», учебное пособие для средних школ -Санкт-Петербург: МНПО                  

    «ЭКОБЛИК»,1994

19. Управление по охране окружающей среды Пермской области ,- «Экология Пермской области на рубеже XXI века

      (1997- 2002)» - Пермь: изд-во «Книжный мир», 2004.

 20.Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология, организмы и среда их обитания: Практикум. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

21. Шепель Н.И  «Животные Прикамья» кн.1, кн.2. Учебное пособие. - Пермь: - издательство «Книжный мир», 2001.

22. Большая энциклопедия природы. Заповедники т.9. – М.: ООО «Книжный мир», 2003

23. Энциклопедия для детей т.19. Экология. Главный редактор Володин В.А. – М.: Аванта+, 2003.


Категория: Программы | Добавил: Ekaterina
Просмотров: 2109 | Загрузок: 248 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: